Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует как правильно выбрать качественные пищевые продукты и как правильно поступать при приобретении некачественных продуктов.
Прежде всего, продавец и изготовитель обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивая тем самым возможность правильного выбора.
Информация предоставляется на русском языке на упаковке, этикетке, ярлыке, листе-вкладыше пищевого продукта в соответствии с техническими регламентами, и содержит следующие сведения:
· наименование продукта питания;
· информация об особенностях и специальной обработке продукта: «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый» и др.;
· наименование и местонахождение изготовителя;
· товарный знак (если есть);
· масса нетто, объем или количество продукта;
· состав;
· пищевая ценность;
· условия хранения (для продуктов, требующих специальных условий); для консервов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки;
· срок реализации;
· дата изготовления и упаковки;
· срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования; продажа товара по истечении срока годности запрещена.
Если для безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товара требуется соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать их в сопроводительной документации, на этикетке, с помощью маркировки или иным способом, а продавец обязан довести их до вашего сведения.
Продавец должен соблюдать условия хранения товаров в торговом зале, температурный режим и товарное соседство. Для этого магазины должны быть оснащены холодильным оборудованием, термометрами. Также к реализуемым продуктам питания должны прилагаться сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность.
Прежде чем допустить продукт до реализации продавец обязан проверить качество товара (по внешним признакам), наличие документации, отбраковать и отсортировать его.
В организациях торговли запрещается реализация пищевых продуктов, которые:
· являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;
· не соответствуют представленной информации,
· в отношении которых установлен факт фальсификации;
· в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;
· не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;
· не имеют товарно-сопроводительных документов.
Если вы купили товар ненадлежащего качества, прежде всего необходимо определить, какое требование будет предъявлено в связи с выявленным нарушением:
· о замене на товар этой же марки;
· о замене на аналогичный товар другой марки с перерасчетом цены;
· отказаться от товара и потребовать возврата средств.
Обратите внимание, что продовольственный товар надлежащего качества обменять на аналогичный товар нельзя.
В статье 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» представлен исчерпывающий перечень последствий продажи товара ненадлежащего качества.
В случае покупки продовольственного товара ненадлежащего качества, потребителю в первую очередь необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с выявленным нарушением.
После покупки испорченных продуктов, потребитель может незамедлительно вернуть их в магазин, и по своему выбору потребовать замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Если в день покупки у потребителя отсутствует возможность вернуть продукт продавцу (например: магазин уже закрыт), то необходимо вернуть его продавцу на следующий день. В данной ситуации необходимо обратить внимание на условия хранения купленного продукта, который должен быть указан на упаковке для того, чтобы отказом продавца не послужило нарушение условий хранения.
Потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара к продавцу, если они обнаружены в течение установленного срока годности. Исключение составляют случаи, когда продукт был приобретен уже с просроченным сроком годности.
Обратите внимание, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.
При отказе удовлетворить требования добровольно, потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
При получении претензии потребителя, продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу). Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.
Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Помните о том, что при покупке товара в магазине, всегда нужно внимательно изучить этикетку, посмотреть на срок годности и соответствие фактических условий хранения тем, что указал производитель.
В настоящее время почти у всех торговых сетей есть сайты, куда Вы также можете обратиться с претензией. Каждая торговая сеть бережет свою репутацию и обычно всегда все спорные вопросы решаются в пользу потребителя.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке через претензию, вы имеете право подать иск в суд для защиты своих прав и законных интересов. При этом вы освобождены от уплаты госпошлины.
Желаем только качественных покупок!